Блог.
Откройте для себя волшебство красочных пастелей
Мастера эпохи Возрождения, такие как Леонардо да Винчи или Микеланджело, использовали для своих рисунков натуральный уголь, из которого с течением времени образовалась пастель. Неудивительно, что пастель как художественный инструмент была изобретена в 16 веке в Италии, той же стране, в которой жили и творили эти 2 легендарных мастера.
Тогда пастель состояла из чистых порошковых пигментов, смешанных с мелом и достаточным количеством гуммиарабика или другого связующего, как и сегодня. Однако пастель была доступна только в черном, белом и красном цветах. Сегодня существует около 1600 различных цветов и оттенков.
Среди первых великих художников, использовавших эту технику, был Ганс Гольбейн-младший, немецкий живописец и график эпохи Возрождения, работавший при дворе короля Англии Генриха VIII. Поэтому довольно странно, что пастель стала популярной в Англии только два века спустя. Однако тогда уж в полной мере! Владеть картинами, созданными пастелью, стало трендом среди богачей, а цена готовых работ стала сопоставима с ценой масляной живописи, что было немыслимо до того времени.
Вскоре энтузиазм немного поутих, и пастель стала техникой любителей. Но не долго. В 19 веке её снова прославил уже упомянутый Эдгар Дега, превративший пастель, применяемую ранее только для зарисовки, в полноценную художественную технику.
Вскоре пастель привлекла и других великих художников, в том числе Поля Гогена, Анри Матисса, Клода Моне, Огюста Ренуара и Анри де Тулуз-Лотрека. Даже Пабло Пикассо попал под её чары, внеся существенный вклад в улучшение и продвижение масляной пастели в профессиональную художественную среду.
Как уже упоминалось, пастель изготавливается из порошковых пигментов, которые смешиваются с мелом или глиной, затем в смесь добавляется связующее, которым может быть, например, гуммиарабик или трагакантовая камедь. Затем эту смесь нарезают, формируют палочки и дают застыть.
Соотношение связующего и пигмента играет важную роль в классификации пастелей. По этому критерию они делятся на мягкие, твердые, масляные и пастель в карандаше. Каждый вид пастели подходит для своего типа произведения.
Другой тип - твердая пастель, она содержит больше связующего и меньше пигмента, по сравнению с мягкой. Благодаря этому она меньше ломаются, и вы можете нарезать ее, чтобы сделать острой, если нужно создать тонкию линию или проприсовать детали. Растекаемость и способность смешивать оттенки цветов аналогичны мягкой пастели, поэтому можно сочетать эти два вида пастелей вместе.
Однако не рекомендуем сочетать мягкую или твердую пастель с масляной, которая оставляет восковой след, ведь в ней связующим является воск или масло. Пигмент присутствует в масляной пастели в большом количестве, поэтому цвета получаются очень насыщенными. По сравнению с предыдущими видами, эту пастель не так просто смешать, но её можно растереть пальцами или кистью. Фиксировать маслуную пастель не нужно.
Некоторые художники используют пастель в карандаше для мелких деталей, контуров или линий. Однако, как и в случае с мягкой и твердой пастелью, не забывайте закреплять готовый рисунок.